moisav (moisav) wrote,
moisav

Велопрогулка на городище Лесо-Кяфарь

Вчера в поселке на весь день  отключали электричество, потому решили провести день на прирооде. Собрав всех участников покатушек этого сезона -   (evgeny_semenko) и нашу неутомимую переводчицу с дочкой-школьницей я предложил велопоход  на Лесо-Кефарьское городище - место, интересное, но  малоизвестное за пределами района, даже в вики нет своей страницы, только абзац в статье о Сторожевой. Мы с  evgeny_semenko уже не раз там были различными путями, а для девушек было в новинку.
Выехали по утреннему холодку, в тени - так вообще дубак, все-таки ноябрь, пусть и необычно теплый. Первые 12 км - по асфальту, наверху снимка можно попытаться разглядеть купол нашего телескопа:

От Нижней Еромоловки - резкий подъем по грунтовке. То мы тащим   велосипеды на себе,

то -  все-таки они нас.

Встретили лишь несколько "Нив" и "УАЗиков", дорога местами трудная,

но за то с видами на уже заснеженные вершины:

И пастбища с живностью:

Через несколь км пути - место, гдя я, как-то решив, что знаю лучший маршрут, уехал налево и потом пробивался через лес и горы с лисопедом на плече.

Повернули направо и, пройдя через низинку, где лед на лужах уже не тает, оказались в высшей точке перевала, там, где раньше была деревня Верхняя Еромоловка. Даже какие-то развалины есть:

Поднялись довольно высоко - 1400  м по GPS, почти 400 метров вверх от трасы.  Хорошо и просторно:

От деревни остался ровный строй яблонь и груш вдоль дороги, причем с одного дерева удачно стрясли очень сладкие груши.
Начался легкий спуск, где мы сделали традиционную ошибку, поехав по наиболее заметной дороге, оказавшейся лесовозной тропой, ведущей к обрыву.

Вовремя разобрались и вернулись на полкилометра к правильной тропе с зеленой табличкой. После поваренного дерева и поляны с калиной, дорога резко пошла под уклон. Сильно размыта, местами расходится на параллельные трасы: в некоторые промоины поместилась бы вся наша команда:

Но вот уж видны дома Лесо-Кефари, хутора с офоциальным населением около 50 человек.

Спуск с горы у свежепостроенной церкви:

Дорога дальше в ущелье.

Путь вдоль речки Кефарь, наезженная дорога с двумя бродами, но довольно глубокими, решили, что нам проще пробиться через тропку по берегу. Проходимо, но местами стада намесили  грязи.

Через пару километров добрались до места, пообедали и стали подниматься на холм.  Собственно, вход на городище, знаменитый камень с петроглифами. Оленей с ветвистыми рогами относят чуть ли не к бронзовому веку, византийские кресты - уже аланский период, около XI века.

"Храмовый комплекс"

Развалины перед скалами:

Остатки тысячелетней кладки и ступеней:

Фоток вершины  с так называемым "жертвенником" не прилагаю, там как там расположились две эксзотеритствующие крупноразмерные тетки, прямо с пенками на столе-"жертвеннике". Даже когда обратно шли,  они  там все еще сидели. А мы-то надеялись, что по позднему времени и будням здесь будет не столь людно.
Я впервые оказался здесь поздней осенью, когда из-за опавшей листвы хорошо видны все каменные объекты. Остатки городской стены (большую часть которой, вроде как казачки растащили на строительство станицы Сторожевой еще в 19 веке):

Остатки аланских домов

И доаланский дольмен рядом:

М.А. Марцинович  18 августа 1977 г. расстарался - надпись видна до сих пор, не сравнить с плохо процарапанными рядом инициалами кого-то в 2015.

К счастью, такое варварство здесь редкость. А осенний лес прекрасен:

Светлого времени на обратную дорогу оставалось уже мало, поэтому на соседний холм с дольменами 2 тысячелетия до н.э. мы не пошли. Прилагаю несколько фоток с лета 2009 года, аланы использовали имеющиеся дольмены для своих погребений, высекали на них кресты, спирали и логотип Райффайзенбанка ("конскую свастику"). С этого же места и "царский мавзолей", который мы видели в краеведческом музее Ставропроля:

Возвращаемся обратно. Храм заинтересовал необычной старогреческой архитектурой.  Информации в сети очень мало, нашел только, что церковь Владимирской иконы Божией Матери по состоянию на 2015-17 гг.  еще строилась "на средства частного жертвователя из Сургута"

Обратный подъем. Пятый час вечера, быстро темнеет.

Под знакомой уже грушей заварили чай, из набранной загодя в речке воды. Закат, Эльбрус, бодрый пес бежал с нами от хутора, но вниз уже не пошел, гонял коров и коней вокруг.

Дальше спускались уже в сумерках, в свете велофонариков. Завершилось все эпичным движением по асфальтовой трассе уже в полной темноте, впереди - Марс и Млечный путь.
Пройдено за день - 52 км, из которых по асфальту менее половины.