moisav (moisav) wrote,
moisav
moisav

Categories:

Велопоход по ущелью Большой Лабы

Хотя идея этого "кругового" похода  зрела давно, я не мог найти напарника, а одного меня с ночевкой в горы семья не пускала (и правильно делала). Но после того как Женя  (evgeny_semenko) согласился составить компанию, мы довольно стихийно собрались и выехали , дождавшись первого проблеска подходящей погоды. В какой-то степени, это была авантюра, так как хотя по горам мы ходили и не лисопедах ездили, но в велопоходе был только я один, очень давно, а сейчас мы за день в горах должны были пройти едва ли не больше, чем тогда в Калужской области за все выходные.

Женя взял с собой большую зеркалку и с нее обещается много хороших фоток, у меня же дальше путевые заметки с "мыльницей", для передачи общего впечатления.

День первый
Выехали из Буково 29/07 в 7.15 утра, солнце не очень жаркое. На Богословке закончилось строительство базы отдыха, при этом и само озеро обтянули забором "частная собственность". Впрочем, если за ним будут следить и чистить, возможно и не так страшно.


Отель напротив:


Дорога с каждым годом все лучше и лучше, местами хорошо расширена, осыпающиеся склоны стали убирать в железную сетку:


Первая остановка, через 20.5 км пути, у родника набрать воды.


В 8.55 прибыли в Архыз, нормальный темп, с учетом того, что едем с рюкзаками в вверх. Купили хычины в кафешке "Моно" не доехжая автовокзала , которая я уже как-то уже рекламировал.

На 30 км легкий перекус цукатами с видом на г. София


Строительство напротив продолжается уже не первый год, обрастая новыми зданиями, но ни одно пока не работает:


У базы "Романтик" идет строительство горнолыжных трасс по северному склону. Туда же тянут канатку, с двумя станциями. Правая - посадка у гостиниц и основного комплекса, слева - для скатившихся с гор:


Застали момент погрузки частей будущего подъемника:


На 41 км пути (~14 км от Архыза) у поворота на Дукку асфальт кончается. Но если два года назад новый мост эпично упирался в холм, то теперь его срыли и проехать дальше по старой грунтовке. Правда, теперь здесь же и шлагбаум с пограничниками, но пропускают всех, переписав паспорта. Нам заметили, что "недавно мужик с велосипедом к морю ехал" (здесь уже пропуск в погранзону нужен), а ежели мы заблудимся и не найдем Пхию, то в 5-км зоне нас расстреляют еще пост встретит и дорогу покажет.


За погрнапостом устроили плотный завтрак с чаем и купленными хычинами, выехали почти на пустой желудок, чтобы легко проскочить участок с хорошей дорогой. И с купанием.

Удивлен, но народу больше, чем раньше здесь встречал. И пешие группы и машины, в том числе, нормальные, не внедорожники.

С высоты 1800 м начинаются подъем на перевал. Причем видна свежая и очень крутая тропа, уходящая правее, кажется ее не было три года назад.


Мы поднимаемся по старой дороге, но которую явно обновили и подсыпали, доволно ровно стало. Но все равно, железных коней приходится тащить. Селфи:


Жарко, хорошо, что куртки не забыли в ручье перед подъемом намочить.
На высоте 2035 м очень вовремя  встретились кусты малины и красной смородины


Черех пару километров серпантина уже можно ехать по перевалу вверх


Точки вдали на дороге - табунчик лошадей. Высшая точка перевала - 2240 м по GPS. Проехала Нива с пастухами и Хонда с отдыхающими, встретили пару горных туристов с собакой...


С прошлого раза меня интриговала пушка, появившаяся у памятника после 70-летия Победы. Сейчас посмотрел поближе, оказалось - макет, как и развалы гильз рядом.


На перевале Пхия.


К сожалению, в этот раз, долина р. Санчаро затянута дымкой, Большой Кавказ виден плохо.


Пастухи пояснили, что да, дорогу обновили и "военные строят дальше", а нам посоветовали спускаться с перевале по "старой дороге", так как альтернатива - "совсем плохая тропа"
"Дорога" началась вот так:

Но ниже пошли коровьи тропы и заросли борщевика. Тропа идет по склону глубокого ущелья, где едем, где ведем велосипеды, вниз -  легче, чем вверх :)

Через пару километров - спустились ко дну ущелья и перешли через ручей.

Дальше - лесовозная дорога,   пересекаемая ручьями, которые иногда текут и вдоль дороги. Ехать вниз тяжеловато, камни и лужи. Но радуемся, что дождя нет. "Опасно! Высади людей!"

Через 10 км езды по грунтовке-каменевке мы выскочили к реке Большая Лаба, 60 км пути, высота 1350 м.


Обрадованные удачным спуском, оперативно сварили чаю и овсянку. Чуть дальше - пустая база застава с будкой  двумя ДЗОТами (тренировочная?)



По дороге к п. Пхия идут лесовозы, там где нет серьезных мостов - прямо по реке.


Поселок Пхия невелик, все более-менее нормальные дома явно связаны с  новым военным городком. Но, в отличие от кордона на Дукке,  нас никто не остановил.  Встретились два солдатика, в полном боевом, бредущие, видимо, с дежурства, они с нами поздоровались и уступили дорогу.
Едем дальше по грунтовке с душистыми елками по обеим сторонам:


Поселок  Загедан и в нем еще один военный городок. Бросается в глаза, что везде низкие и легкие заборы, прямо как не в КЧР:)
Ущелье сужается, дорога то с одной стороны реки, то с другой. После пары серьезных мостов (настил деревянный, но  лесовозы проходят) - поселок Дамхурц. Мобильной связи по-прежнему нет, но на улице - телефонная будка.
Пейзажи не обычные, горы  не знакомые:


Временами дорога резко поднимается над рекой, метров на 30, склоны отвесные, дороги узкие. Сорвешься - не найдут, что велосипед, что танк...


Темнеет, начинаем искать место для лагеря, по такой дороге в темноте при фонарике не долго не поедешь. К счастью, спуски к реке тоже довольно частые и 5 км от поселка, вскоре после моста через ручей, нашли хороший съезд к "пляжику", где в 20.30 начали готовить ужин. Ну и искупался в Б. Лабе.
За день по спидометру прошли 78 км, реально чуть больше, счетчик не работал, пока медленно в гору тащим. Это уже утреннее фото:


30/07
Напарник спал чутко и успел спасти продукты от нашествия мышей, уже пролезавших в рюкзак. Пока поели и собрались - уже 8 утра. В чай накидали окружающей среды - чабрец, цикорий...


Погода идеальная, но на дальнейшем спуске сказался мощный тормозящий фактор - постоянно останавливались, дабы осмотреть и пофоткать красоты ущелья, разительно отличающегося от "родного". Поворот, обрыв, река


Водопад на другой стороне, фото совершенно не передает реального впечатления


Опять стена, дорога и река...



"Смотровая площадка" с туристами. Но все равно малолюдно и удивительно чисто, сравнительно с берегами Зеленчука, которые автотуристы заваливают мусором.


Пороги здесь великолепны:


Если раньше навстречу шли лишь лесовозы, "баханки" и "козлики", то сейчас  встречаются и более городские машины.  Выезжаем к свежепостроенной базе отдыха (это вид на долину в сторону откуда приехали).


Дорога мокрая, явно дождь прошел  вчера. И в самой грязи, на 101 км по счетчику, чуть не доезжая маленького поселка Рожкао, у меня спустила задняя камера. Впервые пришлось менять  ее в полевых условиях, стараясь на запачкать узкий ниппель Преста (других 28" камер в Ставрополе найти не удалось, хорошо, хоть такая запаска). Потратили всего 20 минут и поехали дальше. Впрочем, пейзажи стали уже более напоминать наше ущелье Зеленчука,


хотя временами прямо марсианские камни на берегу:


Перед въездом в поселок  Азиатское нас очень поддержала спелая яблонька. Здесь же заработала сеть Мегафон, смогли позвонить домой и узнать, что в Буково и Зеленчукской был вчера страшный ливень, от которого мы успели уйти.


На 112 км пути от дома въезжаем в Курджиново и радуемся асфальту!


Это был лишь небольшой "островок" поселка  Курджиново - вокруг лесопилки, дальше - поселок Псемен, по дороге умываемся и мочим рубашки в Большой Лабе, где и прощаемся с этой рекой. Выйдя на федеральную трассу за Псеменом сели в лесок перекусить сухпайком, как раз время обеда.
Дорога от Псемена до Зеленчукской хорошо знакома нашим автовладельцам, а вот я бываю  редко и только на такси или автобусе. Потому и не замечал, что перепады высот довольно изматывающие, больше 200  метров. Высшая точка между Псемен и Преградной - 1055 м,


Потом спуск к станице и опять подъемы. В Преградной напарнику пришлось остаться, а я, закусив мороженкой и купив кваса, еду дальше.

Все ближе дом - граница Зеленчукского района, 150 км пути, 956 м высоты




Перепад высот к Сторожеовй еще больше, высшая точка между станицами - 1140 м. Но вот впереди уже знакомые очертания  священной горы аланов Джиссы. И облака над нашим ущельем - надежда на прохладу. Спускаюсь к станице Сторожевая, к сожалению река Кефарь слишком мутная, спуск от моста загажен коровами, не решился искупаться.


В 18.10 Въезжаю в станицу  Зеленчукскую, где купил припасов домой и мороженку, конечно :)
Знакомая дорога к дому, слева - наш старенький радиотелескоп РАТАН-600 , справа вдали - тарелка радиотелескопа РТ-32  системы "Квазар -КВО" (ИПА РАН)


После п. Даусуз я все-таки занырнул в воды Большого Зеленчука.


Тут уже и солнце село. Включив за Нижней Еромоловкой фару, в 20.50 устало въезжаю в поселок



Итого, за день пройдено 123 км, общий пробег за двое суток похода - 201.7 км по велокомпьютеру, плюс  еще 3-4 км, где счетчик на подъемах не работал. Ну а я осуществил давнюю мечту и убедился, что "круговой" маршрут через Пхию, с перепадом высот более километра проходится с одной ночевкой, пусть и с некоторым напряжением сил. Если с погодой повезет, конечно :)
"Колечко" как-то так выглядит:
Tags: горки, лисопед
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments