moisav (moisav) wrote,
moisav

Без дороги и с дождями...

Работы - много, времени - мало, но очень хотелось прочистить голову и слегка размяться.
Размялся - мало не показалось.

Выехал в 10 утра, намереваясь разведать подмеченную в три года назад дорогу в долин р. Кяфар.
Встречный ветер не давал нормально разогнаться, тем не менее первые 11 км прошли бодро, так что задумавшись проскочил поворот и проехал Нижнюю Ермоловку насквозь. Но это была лишь самая малая оплошность из тех что допустил в это путешествие. Пришлось с полкилометра вернуться и начать подъем по грунтовке у моста через р. Водяная. Вид на Ермоловку с первых метров подъема:

Первые 200 метров высоты, набирались, как обычно тяжеловато, но потом втянулся, тем более дорога для велосипеда вполне годная. Развилка направо - "традиционная" тропа в сторону Лесо-Кяфарь. Но я решил ехать налево к перевалу. Во-первых там "виды" и та самая дорога. Во-вторых, мне никто толком не мог сказать, доеду ли я по старой тропе на велосипеде (раньше, многие ходили по ней в поход, но сейчас все больше на машинах в объезд)...

Правда, подъем уводил все дальше от нужного направления, а дорога становилась местами сильно размытая, пару раз слезал с лисопеда. Такой подъем по асфальту на педалях пройти не проблема, конечно, но здесь... Хорошо еще, что облачка и сильной жары не было, но все равно, мысли, искупаться на той стороне ущелья, подгоняла..

И вот, только  через 10 км практически непрерывного подъема я вышел на перевал. Высота ~1800 м, Н. Ермоловка - на 1000, так что я поднялся почти как с Буково на БТА, только не по нормальному серпантину, а по раздолбанной грунтовке. Тут бы еще чуток подумать, оценить силы и спуститься по Кабаньему перевалу обратно. "Но нет, придется пешком катить велосипед, да и был уже там" - с такими мыслями, решил продолжить намеченный маршрут. А с "видами" не особенно везло, по причине облачности (еле видная белая полоска  над велосипедом - радиотелескоп РАТАН-600):

И вот он, поворот на Кяфарь. Дорога выглядела на редкость заманчиво:

Долина р. Кяфарь:

Дорога пошла под уклон, РАТАН - снова по курсу:

Так я проехал около 3 км, радуясь дороге - мелкий щебень и глина, почти не размыта. Местами едешь в зеленом тоннеле:

Встречаются старые бетонные столбики, эта основательность меня окончательно обманула.

Но на альпийском лугу в черноземе остались лишь две колеи:

Так и въехал в лес. Но  дорога была, я спустился уже до примерно полутора км, gps показывал, что до п.Лесо-Кяфарь - оставалось всего-то чуть больше 6 км, правда по прямой. Так что настроение было бодрое, экипирован я был в расчете на дневной поход, даже воду из запаса еще почти не пил.

Но через несколько сотен метров дорога почти совсем пропала, хотя направление угадывалось. Продираясь, спугнул двух здоровенных оленей с белыми хвостами, пока бросал руль и хватался за фотик - убежали... Но вскоре, на очередной поляне даже намек на тропу исчез. Двинулся в прежнем направлении, местами даже ехал (лес чистый), но в конце концов уперся в балку с ручьем:

Пересек его, спускался дальше, и вот - резкий скальный обрыв, на дне, метрах в 15-20 - ручей, с другой стороны - тоже резкий подъем:

Возвращаться обратно - не наш метод, к тому же погромыхивал гром и как представил я себе всю эту грунтовку залитую водой.... Лучше уж вниз, по ручью.... Нашел обход, спустил велосипед и стал продираться. Особенно мешали кусты и поваленные деревья. Но подняться на склон уже не удавалось. Оказалось (вот неожиданность), что один я еще могу вскарабкаться по скользкому грунту и камням, а вот железный конь - увы. Уверенности прибавляло то, что высоты было, по gps, всего лишь 1350 м и до реки Кяфарь - всего км полтора по прямой. Ручей вел вниз, но, и это настораживало, начал уводить от реки. И вдруг ручей пропал, весь исчезнув в яме. "Священный аланский колодец" - воздел я руки к небу:

Пересохшее русло совсем заросло. Пошел на разведку один, и,  о радость - ручеек (он появился из следующего колодца, т.е. просто русло завалено камнями) вливался в небольшую речку, текущую уже в нужном направлении. Воды не много, ущелье не такое узкое, реально идти вдоль берега и катить велосипед!

На втором дыхании вернулся в железному коню, протащил через заросли и двинулся. Через некоторое время начался дождь, к счастью терпимый. Тем более, что я уже надел плащ и  непромокаемые  штаны,  фотоаппарат вообще готов к подводным съемкам. А вот ноги все равно уже давно были мокрые, так часто пересекал речушку, уходя от скальных выступов на другой берег. Но вода была не шибко холодной, молнии сверкали высоко, в ущелье можно было не опасаться. Волновало лишь то, что мобилка здесь, само-собой, не ловила и, хотя дома и в поселке знали, куда я поехал (правда, без деталей сумасшедшего маршрута), могли начать переживать. Шел на кураже, помня о термосе с горячим чаем. Временами тащил  железного друга  на плече, временами - уходил с камней в заросшие старые русла или на звериные тропки. Но все равно приходилось возвращаться в воду. Тем не менее, ущелье потихоньку расширялось:

А вскоре, с развилки ручья вышел на берег и обнаружил уже явную тропу с лошадиными следами. Тащился сквозь папоротники выше роста... И вот, сперва две колеи, а потом - дорога! Грязная, мокрая, но дорога! Самой же радостное, что лисопед (хотя он никакой не горный, в всего-лишь 28" гибрид с узкой шиной) выдержал двухчасовой спуск по речке и камням с честью. Сел - и поехал.

Первые следы цивилизации. Но привал делать рано, сперва я решил добраться  до точки работы мобильной связи.

Оказалось, что я выскочил по ручью, оставив гору с Кяфарьским городищем слева от маршрута. Заскочил на минуту, зря что ли ехал. Заснял камень с петроглифами в доказательство:

Дождь, в лесу уже темнело, дальнейшее знакомство с миром средневекового кавказского христианства стоило отложить, тем более, что на самом городище я был уже три раза. Дальше по дороге - автобус и машины с паломники-экзотериками. С поляны рядом с дорогой раздавалось радостное уханье большой толпы. Еду дальше:

Проезжаю поселок Лесо-Кяфарь:

Прощальный взгляд на ущелье, и пройденный перевал:

Мысли о купании, бывшие в начале пути, сейчас смотрелись издевательством. На северной окраине мобилка уже хорошо ловила,  послал домой успокаивающую смску.  Чай и через шесть с лишним часов оставался горячим. Перекус, под непрекращающимся мелким дождем: бутерброды с карачаевским сыром и свиной шейкой с базара. Подсознание требовало сухие носки, стакан грога и теплую женщину. Но разум напоминал, что 40 км на спидометре - это еще менее половины маршрута:

Но зато дорога уже несравненно легке. Укатанная  грунтовка (ровная, без подъемов!) до станицы Сторожевая. Далее асфальт, трасса на Зеленчук и поворт на Арзых. В Зеленчуке купил полутрашку минералки и выдул её на оставшемся пути - усталость давал себя знать. Когда проезжал РАТАН-600, убыточное изделие Китежградского завода маготехники, дождь прекратился. Вспомнил про плеер в мобильнике, наугад выбросило: "Настоящему индейцу завсегда везде ништяк..." В общем-то, в тему :)

Рядом, над скрывающемся на горке астро-хайтеком - РТ-32, встала радуга, правда, хиленькая. Солнце садилось.

Подъезжаю к Нижней Еромоловке уже с другой стороны. Над нашим ущельем, традиционная, прямо-таки лемовская, туча:

Последние  километры по мокрому шоссе давались уже с большим трудом. Давно так не радовался, въезжая на Буково:

Итого, из-за невнимательности к выбору маршрута, за день пройдено 90 км, реально надо добавить еще несколько, когда спидометр не работал, а я волочил лисопед по камням и зарослям:
Tags: горки, лисопед

• Очередной опрос в РФФИ-КИАС

РФФИ продолжает традицию "опросов научного сообщества", о которых не узнаешь, пока не зайдешь в учетную запись КИАС: Мне, увы, опять…

• Анкетирование о библиометрических базах

Забавная методика - о проведении анкетирования не видел никаких официальных объявлений, но коллеги подсказали, что если сейчас зайти в КИАС, то…

• И вот вновь я не голосую...

Хотя всё для этого сделал и не могу сказать, что совсем уж "политически пассивен". Но вот уже больше десяти лет система волеизлияния меня…

• Очередной опрос в РФФИ-КИАС

• Анкетирование о библиометрических базах

• И вот вновь я не голосую...